Администрация городского округа "Город Чита"
Чита в моём сердце!
Дума городского округа "Город Чита"
Регистрация в Навигаторе дополнительного образования

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №23" 
Адрес: г. Чита, ул. Бекетова 21
Телефон: 32-73-74
Эл. почта: ds_chita_23@chita.e-zab.ru

Для Вас, родители!

Для оформления ребенка в детский сад необходимы следующие документы:

  1. Медицинская карта (вложить копию медицинского полиса и копию сертификата о прививках)
  2. Копия свидетельства о рождении ребенка.
  3. Копия паспорта одного из родителей (законных представителей).
  4. Справка о регистрации ребенка.

Документы для оформления компенсации части родительской платы:

  1. Копии свидетельств о рождении всех детей.
  2. Копия паспорта родителя (законного представителя) - стр. с данными, регистрацией, детьми
  3. Копия сберегательной книжки с номером лицевого счета или реквизиты банка. Если на банковскую карту то: или договор с указанием ФИО, 20-ти значного счета, филиала Сбербанка; или выписка из лицевого счета.
  4. Копию свидетельства о заключении брака или смене фамилии (в случае изменения фамилии родителя,  указанной  в свидетельстве о рождении ребенка)
  5. В случае установления опеки необходимо предоставить заверенную копию документа об установлении над ребенком опеки (попечительства), передачу на воспитание в приемную семью и др.

Копии всех документов родителя, на чье имя оформляется компенсация.

Обязанности родителей

  • Соблюдать Устав и условия договора заключенного при поступлении в ДОУ.
  • Соблюдать Правила распорядка, установленные в Учреждении, а также требования, отвечающие педагогической этике.
  • По просьбе учреждения представлять необходимые документы для пребывания ребенка.
  • Лично передавать и забирать ребенка у воспитателя, не передоверяя ребенка лицам, не достигшим 18 лет.
  • Лица, которые могут забирать ребенка.
  • Приводить ребенка в Учреждение в опрятном виде, в чистой одежде и обуви. Иметь запасной комплект одежды, сменную обувь и физкультурную форму.
  • Своевременно информировать Учреждение о предстоящем отсутствии ребенка, об отсутствии ребенка в случае его болезни.
  • Взаимодействие с Учреждением по всем направлениям воспитания и обучения ребенка.
  • Посещать родительские собрания и выполнять их решения, участвовать в мероприятиях, проводимых Учреждением (ремонт, субботники и др.).
  • Оказывать посильную помощь в решении уставных задач, выполнять рекомендации всех специалистов, работающих с ребенком.
  • Своевременно вносить плату за содержание ребенка в Учреждении (до 20 числа текущего месяца)

 Родители имеют право:

  • Требовать от Учреждения соблюдения Устава и условий настоящего договора.
  • Принимать участие в работе Педагогического совета, родительских комитетов, родительских собраний.
  • Заслушивать отчеты руководителя Учреждения и педагогов о работе с детьми в группе не реже одного раза в квартал.
  • Вносить предложения по улучшению работы с детьми и по организации дополнительных услуг в Учреждении.
  • Выбирать виды дополнительных услуг Учреждения.
  • Находится с ребенком в Учреждении в период его адаптации в течении 10 календарных дней, в течении 1,5-2часов.
  • Расторгнуть настоящий договор досрочно в одностороннем порядке при условии письменного уведомления об этом Учреждения за 10 календарных дней.
  • Оказывать Детскому саду посильную помощь, а также делать добровольные пожертвования и благотворительные взносы на реализацию уставных задач

Порядок взимания платы за содержание ребенка

  • Родители оплачивают Учреждению содержание ребенка не позднее 20-го числа текущего месяца.
  • Оплата производится путем перечисления денежных средств на лицевой счет Учреждения в сумме, согласно расчетному листу.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА РЕБЕНОК НАЧАЛ ХОДИТЬ В ДЕТСКИЙ САД

Период начала систематического посещения детского учреждения очень сложен для каждого ребенка, Врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому саду: легкую, среднюю и тяжелую. При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается за 1-2 недели. Острых заболеваний не возникает. Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20—40 дней, в течение целого месяца настроение может быть неустойчивым. Тяжелая адаптация приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. Могут замед­ляться темпы развития.

Для того чтобы сделать процесс адаптации менее болезненным, необходимо, чтоб родители и сотрудники детского сада поддерживали тесный контакт. Это могут быть и посещение воспитателями ребенка на дому (конечно, с согласия родителей), и приход мамы или бабушки ребенка в группу детского сада в первые дни и недели, и постепенное привыкание ребенка к детскому саду: сначала мама приводит его только на прогулку, потом на один-два часа в группу,позже — на несколько часов подряд оставляет его с воспитателями.

Желательно, чтобы родители знали: даже если ребенок легко и быстро привык к саду, не следует оставлять его здесь на 8-10 часов. Поскольку при переходе к новому укладу жизни у ребенка меняется все: режим, окружающие его взрослые, дети, обстановка, пища, очень хорошо, когда воспитатели к моменту прихода нового ребенка в гриппу знают как можно больше о его привычках и старались по возможности создать хоть некоторые условия, схожие с домашними (например, посидеть с ребенком перед сном на кровати, попросить помочь убрать игрушки, почитать его любимую сказку, докормить обедом, пред­ложить поиграть в лото). С целью получения дополнительной информации о ребенке можно использовать различные анкеты и просто беседовать с родителями.

Если родители решили привести ребенка в детский сад, им необхо­димо прийти накануне к воспитателю, рассказать о своем ребенке и поинтересоваться, не ожидается ли на следующий день приход нескольких новых детей.

Педиатры фиксируют внимание взрослых на том, что обычно дети, впервые поступившие в детсад, заболевают ОРЗ на 5-7-й день. Поэтому родителям лучше сделать перерыв и с целью профилактики заболевания не водить ребенка в ясли с 4 по 10 дни.

В первые дни и недели посещения группы, когда малыш ис­пытывает эмоциональную перегрузку, родители должны поддер­живать дома спокойную обстановку, не перегружать ребенка новой информацией, не посещать многолюдные места и не принимать дома шумные компании.

Скорее всего, если вы постараетесь выполнить все эти условия, ваш малыш прекрасно справится с изменениями в его жизни. Задача родителей в это время быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми, ИТАК:

  • Установите тесный контакт с работниками детского сада.
  • Приучайте ребенка к группе постепенно.
  • Не оставляйте ребенка в саду более чем на 8 часов.
  • Сообщите воспитателям о привычках и склонностях ребенка.
  • С 4 по 10  день лучше сделать перерыв в посещении сада.
  • Поддерживайте дома спокойную обстановку.
  • Не перегружайте ребенка новой информацией.
  • Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.

 

 

Порядок отчисления детей

Основанием для отчисления воспитанника из детского сада является:

- заявление родителей (законных представителей),

- медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка, препятствующее его

дальнейшему пребыванию в  детском саду,

- получение ребенком дошкольного образования ( по окончании последнего

года обучения).

Отчисление детей производится приказом руководителя учреждения.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

 Если ваш ребенок выбывает из детского сада, вам необходимо:

  1. Представить квитанцию о внесении родительской платы за текущий месяц;
  2. Написать заявление об отчислении ребенка (образец прилагается);

Отчисление детей из Учреждения производится приказом  руководителя ДОУ.

Информация для родителей,

 дети которых собираются в детский сад

• Прежде всего, вы сами должны быть психологиче­ски готовы к расставанию. Успокойтесь и не нервни­чайте — любое ваше внутреннее состояние сразу передается ребенку. В ваших силах сделать так, чтобы малыш преодолел адаптационный период без особых нервных затрат.

•   Наложите вето на домашнее обсуждение будущих дет­садовских проблем в присутствии ребенка. Вам кажется, что малыш, который с грохотом таскает по коридору ма­шину, ничего не слышит? Будьте уверены: не только вни­мает, но и впитывает как губка! И пока на подсознательном уровне усваивает: готовится что-то неприятное. Поэтому все разговоры о предстоящих переменах должны вестись в отсутствии ребенка.

•  Не пугайте ребенка. Фразы типа «Не балуйся, а то от­правлю в садик!» могут поселить в его душе страх, который потом будет трудно побороть. Лучше заранее сводите малы­ша в детский сад на увлекательную экскурсию. Познакомь­те его с воспитателем, попросите разрешения заглянуть в группу или в зал для спортивных и музыкальных заня­тий, покажите игровую площадку. Такие мимолетные впе­чатления необходимы ребенку — это место уже не будет казаться чужим, в мыслях он начнет постепенно привы­кать к нему.

•   Не идеализируйте детский сад, иначе он просто не оправдает надежд вашего малыша. Лучше всего быть в этой ситуации честным. Расскажите сыну или дочке, чем они будут заниматься в группе, какие требования там су­ществуют (слушаться воспитателя, соблюдать распорядок дня, не обижать других малышей).

•   Узнайте режим дня и начинайте придерживаться его дома. Не забудьте напоминать при этом: «А сейчас детки в саду ложатся спать (идут гулять, садятся обедать)».

•   Не обещайте ребенку вознаграждения за посещение детского сада. Дайте ему сразу понять: впереди обычная жизнь, в ней будут друзья, интересные игры, прогулки, и надо в эту жизнь включаться сразу, а не сидеть до вечера у окна в ожидании прихода родителей.

•   Постарайтесь настроить малыша на дружелюбное об­щение с незнакомыми детьми, но обязательно предупреди­те в мягкой форме, что все они разные: есть капризные, драчливые, непослушные, однако бояться их или подра­жать им не надо.

•   Когда настанет час икс, не делайте из этого выдающе­гося события. Продумайте все до мелочей, чтобы обойтись без спешки и нервозности. Заранее подготовьте в отдельном пакете запасную одежду, чтобы малыш в случае чего мог переодеться. Все вещи должны быть максимально просты и удобны (без замысловатых застежек и тугих пуговиц). Дай­те с собой любимую игрушку — с ней ребенок почувствует себя спокойнее.

•   Сначала оставляйте «новобранца» в саду на 1—2 часа, обязательно

забирая его домой до обеда. Постепенно увели­чивайте это время.

•  А что делать, когда малыш постоянно плачет и в пря­мом смысле хватается за вашу юбку? Психологи рекомен­дуют не затягивать расставание и не «дразнить» ребенка своим присутствием. Как правило, уже через несколько минут после вашего ухода малыш спокойно включается в игру — детская психика гибкая и легко приспосабливается к новому.

•   Разработайте свой собственный ритуал прощания. На­пример, пусть малыш помашет вам рукой из окна или по­шлет воздушный поцелуй. Придумайте секретный пароль и повторяйте его, оставляя ребенка и возвращаясь за ним вечером. И скажите, что всегда думаете о нем, даже в раз­луке!

•  Теперь вы проводите с малышом меньше времени, чем раньше, но важно другое — нежность и тепло ваших взаимоотношений, любовь друг к другу, которую ребенок должен чувствовать всегда.

ВНИМАНИЕ!ВНИМАНИЕ!ВНИМАНИЕ! Памятки для родителей по безопасности дорожного движения.

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ УСТАНАВЛИВАТЬ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Причинно-следственная связь – связь между явлениями, при котором одно явление, является причиной, при наличии определенных условий порождает другое явление – следствие.

В настоящее время одной из самых актуальных проблем в сфере образования является создание условий для повышения качества образовательного процесса. Современная действительность сформировала к человеку ряд требований, среди которых оперативное принятие нестандартных решений, быстрая адаптация к новым обстоятельствам, самостоятельное, критическое и творческое мышление. Реализация данных запросов возможна посредством вооружения воспитанников исследовательскими умениями в процессе специально организованной исследовательской деятельности. Исследовательские умения являются частью общеучебных. К ним можно отнести такие умения, как: видеть проблему, задавать вопросы, устанавливать причинно-следственные связи, давать определения понятиям, наблюдать и проводить эксперименты, доказывать свои суждения, сотрудничать. Особое место среди представленных занимает умение устанавливать причинно-следственные связи.

В требованиях ФГОС ДО к результатам освоения Программы указаны
социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений
ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования: «… ребенок
проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно
придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен
наблюдать, экспериментировать»

Сущность понятия «причинно-следственные связи» кратко и ёмко охарактеризовал в своём  высказывании Ж. Фабр: «Разуму свойственно размышлять, сознавать,
то есть связывать причины и следствия, давать ответ на вопрос «почему», выявлять случайное, обнаруживать закономерное, устанавливать согласованность новых свойств с новыми условиями, находить в цепи происходящего начала и конце.

Все мы знакомы с понятием причинно-следственных связей: опустил руку в горячее – обжегся, наступил на грабли – они ударили вас по лбу. С причинно-следственными связями мы сталкиваемся на каждом шагу.

В процессе учебной деятельности умение устанавливать причинно-следственные связи проходит несколько стадий. Первоначально логическое мышление выступает в качестве предмета специального усвоения, затем как средство установления связей между предметами и явлениями, и наконец, как часть умений, которыми должен овладеть дошкольник для успешного интеллектуального развития.

Причинно-следственные связи неразрывно связаны со временем.
Изменения в мире животных и растений возникают на основе
взаимодействия их с условиями жизни. Вопросы «Почему?» и «Что из
этого следует?» побуждают детей устанавливать причину и
следствие.

 

Структура умения устанавливать причинно-следственные связи:

1)выделять в предметах свойства;

2)иметь понятие об общих и отличительных признаках предметов;

3)определять в предметах существенные и несущественные признаки;

4)различать необходимые и достаточные признаки предметов;

5)устанавливать родо - видовые отношения;

6)выполнять простейшие умозаключения.

Таким образом, умение устанавливать причинно-следственные связи представляет собой сложный, интегративный процесс познания действительности посредством построения рассуждений и умозаключений, основанных на выполнении ряда логических операций (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение).

Для эффективного развития исследовательских умений педагог должен создать необходимые условия, среди которых положительная эмоциональная атмосфера, целенаправленность, создание ситуации успеха, что придаст уверенности каждому воспитаннику в успешном решении сложных учебных задач.

Формирование у маленького ребенка мыслительных операций причинно-следственного характера необходимо начинать с 2-2,5 лет. Процесс этот сложный. Нельзя ожидать положительного результата, если игровые упражнения проводятся от случая к случаю. Для формирования умение устанавливать причинно-следственные связи объектов и явлений необходим системный подход.

Основной формой работы являются игры и игровые упражнения, которые могут быть включены как в конспект занятия, так и в процессе игровой деятельности. В ходе работы обеспечивается постепенное усложнение умений.

 

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

 

Младший дошкольник способен видеть и понимать причину и следствие в основном реально происходящих событий, воспринимаемых ребенком в данный период времени. Этим обстоятельство и продиктована центральная задача в работе с детьми младшего дошкольного возраста — формировать умение замечать изменения в состоянии объекта при его взаимодействии с другими, развивать способность понимать и объяснять прямые и обратные причинно-следственные связи и отношения.

Развитие у детей умения понимать причины и следствия изменений в предметах и явлениях основывается на владении действием анализа и синтеза и умении сравнивать объекты между собой, т.е. формирование у детей способности видеть причины изменений в окружающих объектах обязательно предполагает развитие умения выделять их свойства, сопоставлять, сравнивать, обозначать признаки точным словом.

Для закрепления у детей умения устанавливать причинные зависимости в явлениях природы и объяснять их может быть использована игра «Когда это бывает?». Однако акцент в ней следует делать не на закреплении знаний о временах года, а на поиске взаимосвязи времени года и изменений в природе и объяснении ее детьми.

Развивать у детей способность к пониманию последовательности событий можно и в ходе игры «Разложи картинки по порядку». Для игры воспитатель подбирает несколько (две-три) картинок с простым, последовательно развивающимся сюжетом, например, девочка одевается на прогулку, катится на санках с горки, падает с санок. Картинки «перепутаны». Дети вместе с воспитателем восстанавливают последовательность событий. Они объясняют, почему прокатиться с горки нельзя раньше, чем одеться на прогулку, или почему упасть с санок девочка не может раньше, чем выйти на прогулку. Вместо картинок для таких игр можно брать и другие материалы. Например, воспитатель показывает ребенку картинки, на которых изображены шарики разной величины, и предлагает ему игровое задание «Надуй шарик». Ребенку необходимо разложить картинки по порядку (от меньшего шарика — к большему) и объяснить, почему он сделал именно так. В другой раз можно использовать эти же картинки, но игровое задание сформулировать по-другому: «Из шарика постепенно выходит воздух».

Детям очень нравится, когда они помогают взрослому исправить допущенную им ошибку. Данный прием с успехом можно использовать и в процессе формирования у детей умения устанавливать причины и следствия действий. Так, заинтересовав ребенка игрой «Закрой окошко» (геометрическими формами), воспитатель намеренно использует ошибочный вариант и просит ребенка объяснить, почему круглое окошко не закрывается плотно треугольником. При затруднении воспитатель подсказывает ребенку причину неудачи.

Для развития умения определять причинно-следственные связи можно широко использовать различные сказки, рассказы, стихи-вопросы воспитателя, направленные на выяснение причины произошедшего («Почему промок зайка? Почему дед один никак не мог вытянуть из земли репку?» и др.), что было сначала, а что произошло потом, что же изменилось и почему и т.д.

 

Очень важно обогащать чувственный опыт ребенка, организуя различные формы практической деятельности: опыты, экспериментирование, непосредственное взаимодействие с предметами окружающего мира.

Для понимания отношений и связи между явлениями, событиями, предметами необходим определенный опыт. В младшем дошкольном возрасте ребенок, включаясь в различные ситуации деятельности, общения и взаимодействия с окружающими, постепенно накапливает опыт представлений о причинах событий и явлений. Поэтому вначале воспитатель активно помогает детям объяснить некоторые очевидные взаимосвязи между объектами и явлениями: ночь наступила — куклам пора спать; на улице мороз — надо одеваться теплее; мишка заболел — надо обратиться к врачу и полечить его.

Интеллектуальное развитие детей во многом обусловлено их индивидуальными особенностями. Овладение причинно-следственными связями и зависимостями протекает у каждого ребенка по индивидуальному пути. Это связано не только с индивидуальными особенностями детей, но и содержанием и характером их личного опыта — знаний, представлений и способов взаимодействия с окружающим миром предметов и явлений. Часть детей с трудом улавливает взаимосвязи и взаимозависимости. Частично задача снятия затруднения решается в процессе формировании у детей действий анализа и синтеза и сравнения. Поэтому индивидуальная работа с отдельным ребенком направлена, прежде всего на оказание ему помощи в овладении умением вычленять и называть признаки предметов и явлений и сравнивать их между собой.

Для более успешного освоения умственного действия установления причинно-следственных связей воспитатель предлагает ребенку разобраться сначала в простых взаимосвязях. К примеру, взрослый, помогая обустроить комнатку для кукол и зверушек, выясняет, какие стульчики, креслица, диванчики, столы надо поставить в комнате, чтобы всем было удобно сидеть и отдыхать. Воспитатель побуждает ребенка к выбору соответствующей мебели и учит аргументировать его: «Мишка большой — ему и стул нужен большой, а зайке поставим стульчик поменьше, потому что он сам маленький» и т.д

Воспитателю важно определить, понимает ли ребенок внешние зависимости, и только после этого создавать условия для дальнейшего продвижения. Если ребенок уверенно определяет причины и следствия изменения состояния объектов, можно предложить ему сделать самый простой прогноз: «Как ты думаешь, почему собачка нарисованная на картинке, лает?» В другой раз воспитатель просит помочь ему разобраться в картинках: найти, что в них неправильно нарисовано, как должно быть и почему. Используются простые, понятные по содержанию картинки.

Действие определения причинно-следственных связей и отношений считается усвоенным детьми второй младшей группы, если они самостоятельно или с помощью взрослого могут устанавливать прямые и обратные связи между объектами; умеют элементарно рассуждать, высказывать суждение по поводу причин и следствия происходящих изменений в воспринимаемых предметах и явлениях.

 

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

 

В средней группе закрепляются умения детей выявлять и объяснять причинно-следственные зависимости между внешне выраженными изменениями в воспринимаемых объектах, делать выводы и объяснять их. В связи с тем что у ребенка 4—5 лет уже имеется достаточный объем представлений, на основе которых он способен решать конкретные задачи, в том числе и определение причин событий, в среднем дошкольном возрасте можно формировать у детей умение обнаруживать и объяснять скрытые причинно-следственные связи.

В процессе организации различных видов познавательной деятельности — экскурсий, наблюдений за природой, бесед, чтения — воспитатель не только обогащает их знания, но и активно привлекает к выявлению связей между объектами, способствует пониманию того, что в окружающем мире постоянно происходят взаимосвязанные изменения.

Наблюдая за дождем, дети видят, как постепенно темнеет песок, а на асфальтовой дорожке образуются лужицы. Воспитатель рассуждает с детьми, почему луж нет на песке, клумбе с цветами. Дети вспоминают, как легко они втыкают палочку в песок и землю, потому что они рыхлые и мягкие, поэтому дождевая вода впитывается, а асфальт твердый, и вода остается наверху, образуя лужицы.

Или же, например, после чтения сказки «Три медведя» воспитатель задает вопрос: «Как вы думаете, почему Маша сумела убежать от медведей?» Дети высказывают предположения: «Потому что Маша умела быстро бегать», «Медведи очень удивились и от удивления не могли даже сдвинуться с места» и др. Воспитатель помогает детям вспомнить сказку, в которой написано, что окошечко в домике у медведей было небольшое, а Маша была маленькой. Дети дают ответ, адекватный содержанию сказки: «Маша была маленькая и ловкая, поэтому ей удалось быстро выскочить из домика через небольшое окно и убегать, а медведи застряли в нем, потому что они большие».

Воспитатель использует готовые загадки или придумывает их если считает нужным уточнить понимание детьми взаимосвязи объектов или явлений. Разумеется, каждая разгадка подлежит объяснению, воспитатель интересуется, как ребенок нашел отгадку, почему она соответствует данной загадке. Пытаясь найти отгадку, дети на вербальном (словесном) уровне устанавливают связи между различными характеристиками объекта или явления.

Эффективный прием развития у детей умения устанавливать причинно-следственные связи — разбор игр-путаниц, которые имеются в различных методических пособиях, журналах, развивающей литературе для детей.

Важнейшая характеристика причинно-следственных связей — временная последовательность. Задача воспитателя — помочь ребенку осознать ее.

Из собственного опыта дети знают, что есть определенная последовательность в смене времен года. Воспитатель объясняет им в доступной форме, почему так происходит. Зимой природа отдыхает (спит), пробуждается и оживает весной, расцветает и плодоносит летом, отдает свои плоды и снова готовится к отдыху осенью. Важно, чтобы дети 4—5 лет точно связывали время года с характерными явлениями природы и занятиями людей. Это можно делать во время наблюдений, при чтении книг, рассматривании иллюстраций и закреплять в ходе игр типа «Так бывает или нет?» и др.

Дети учатся выстраивать цепочки взаимосвязей и в ходе специальных упражнений. Например:

♦     «Для чего нужны варежки?» — «Чтобы руки не замерзли».

♦    «Почему руки в варежках не замерзнут?» — «Потому что варежки теплые».

♦    «Почему они теплые?» — «Потому что они связаны из шерсти».

      Еще одна форма работы по развитию у детей способностей выстраивать цепочки взаимосвязей — воссоздание логики сюжета по серии картинок «Что сначала, что потом?».

Ребенку среднего дошкольного возраста сложно определить и назвать возможные причины изменения объекта, высказать по этому поводу суждение, сделать умозаключение. Поэтому, помимо того что воспитатель постоянно привлекает внимание ребенка к различным взаимосвязям в окружающем его мире, объясняет их, он учит ребенка видеть, находить взаимозависимости различного рода и путем рассуждений приходить к выводу об их природе.

Действие установления причинно-следственных связей считается усвоенным детьми средней группы, если они самостоятельно или с небольшой помощью взрослого устанавливают внешне выраженные прямые и обратные связи, объясняют скрытые связи, на основе рассуждений и умозаключений способны определить и объяснить причины и следствия каких-либо явлений. Данное умственное действие развивается в возрасте 4—5 лет в основном в материализованной и внешнеречевой формах.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

 

В старшем дошкольном возрасте дети уже достаточно хорошо умеют анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать объекты и явления, т.е. сформированы основы для освоения действия установления причинно-следственных связей и зависимостей уже на более высоком уровне, нежели на предыдущих возрастных этапах дошкольного детства.

Воспитатель использует реальные возможности и специально создает ситуации, посредством которых учит ребенка строить предположения на основе его знаний о свойствах материалов, сущности явлений, помогая ему рассуждать, опираясь на них.

Ребенок 5—7 лет владеет достаточным объемом представлений об окружающем мире и может оперировать имеющейся у него информацией, довольно легко устанавливать прямые и обратные связи между объектами и явлениями, которые ему хорошо знакомы. Поэтому воспитатель может формировать у детей умение переносить освоенные шаги умственного действия установления причинно-следственных связей и отношений между одними объектами на другие предметы и явления.

Поскольку причинно-следственные зависимости встречаются на каждом шагу, возможности для их «открытия» ребенком безграничны. Очень важно, чтобы он, осваивая окружающий его мир, осознавал, что происходит вокруг него и почему. Лишь понимая происходящее, задумываясь над явлениями и собственными действиями, ребенок учится управлять ими. Осваивается социокультурный опыт, развивается произвольность психической деятельности, т.е. формируются высшие психические функции (Л.С. Выготский).

Задача взрослого — помочь ребенку в освоении культурного опыта, создавать условия для формирования картины мира. Самый простой способ решения этой задачи — рассуждать вместе с ребенком, задавать вопросы, помогающие ему осознавать непосредственные события и явления.

С детьми старшего дошкольного возраста можно широко использовать и словесные игры типа «Закончи предложение», в ходе которых дети учатся понимать и объяснять причинно-следственные связи. Сначала роль ведущего выполняет воспитатель. Он говорит начало предложения с разными союзными словами, которое детям надо продолжить: «Я поставила на плиту кастрюлю, чтобы...», «Дети очень устали, потому что...», «Игрушка сломалась, так как...», «Саша и Маша поссорились из-за того, что...» и т.д. Иногда следует упражнять детей в установлении прямой взаимосвязи: «Стояла жаркая погода, поэтому...». В дальнейшем можно предложить детям самостоятельно придумывать незаконченные предложения.

Действие установления причинно-следственных связей и отношений считается освоенным детьми старшего дошкольного возраста, если они самостоятельно (или с незначительной помощью взрослого) устанавливают и объясняют прямые и обратные наглядно представленные и скрытые связи, оперируя имеющимся опытом; способны прогнозировать возможные варианты последствий того или иного действия; владеют способами моделирования изменений объектов и событий. Умственное действие освоено, как правило, на уровне внешней и внутренней речи.

 

 

Игры на установление причинно-следственных связей

Игра «Почему это произошло?»

Предложите ребенку назвать как можно больше причин для следующих ситуаций:

• На улице стояло много людей.

• Дети стояли, открыв рот от изумления.

• Вода в чашке стала мутной.

• Внезапно в комнате погас свет.

• Пение птиц внезапно прекратилось.

• Мама открыла дверь в комнату и ахнула.

Постарайтесь придумать как обычные, так и самые невероятные объяснения ситуаций. Например: мама могла удивиться, увидев подарок на столе или разбитую чашку, а может быть Карлсона, сидящего на подоконнике.

Игра «Что может произойти, если…»

• Если положить лед на ладонь, то … .

• Если у медведя вырастут крылья, то … .

• Если полететь высоко-высоко, то … .

• Если съесть много мороженого, то … .

• Если летом пойдет снег, то … .

Подключите фантазию: если выбросить кусочек хлеба, то его могут скушать птички, он может упасть на голову кому-то, его отнесет ветром в волшебную страну и хлебный кусочек превратится в съедобный домик.

Игра «Продолжи предложения»

• Девочка весело смеялась, потому что … .

• Если наступит праздник, то … .

• Собака печально бродила по улице, хотя … .

• На горячую сковороду капнула вода … .

• Мы уехали и забыли полить цветы … .

• Голодный волк увидел пирожок … .

• Папа открыл кран … .

• Коля упал в яму, потому что … .

• Птицы начали собираться в теплые края, потому что … .

Игра «Найди связь»

Предложите ребенку найти связь между двумя предложениями, на первый взгляд не имеющих ничего общего. Объясните, как все происходило. Например:

Шишка упала с елки.

Автобус не пришел вовремя.

Белка сидела на дереве и упустила шишку. В это время под деревом сидел зайчик, на которого упала шишка. С перепугу трусишка бросился бежать, выскочил на дорогу. Дети, сидящие в автобусе выбежали посмотреть на зайца и разбрелись. Водитель их долго ждал и поэтому автобус не пришел на станцию вовремя.

Игра «Невероятные фантазии»

• Что произойдет, если зима будет круглый год?

• Что произойдет, если рыбы станут летать?

• Что произойдет, если человек будет ростом с дом?

• Что произойдет, если муравьи станут ростом со слона?

Игра «Понимание назначения»

• Зачем каждому человеку имя?

• Для чего нужны светофоры на улицах?

• Зачем нужна печка?

• Почему у ежа иголки?

• Что можно сделать, если ты заблудился?

Игра «Состав предметов и явлений»

• Из чего птички строят свои гнезда?

• Что нужно взять с собой на рыбалку?

• Как получается дождь?

• Что можно подарить собаке на день рождения?

• Как отличить живой предмет от неживого?

Игра «Почему это произошло?»

Предложите ребенку назвать как можно больше причин для следующих ситуаций:

• На улице стояло много людей.

• Дети стояли, открыв рот от изумления.

• Вода в чашке стала мутной.

• Внезапно в комнате погас свет.

• Пение птиц внезапно прекратилось.

• Мама открыла дверь в комнату и ахнула.

 

Пошаговая работа по обучению детей устанавливать причинно-следственные связи по серии сюжетных картинок

Рекомендации по обучению детей звуко-буквенному анализу слов

Рекомендации для родителей

«Обучение детей звуко-буквенному анализу слов»

Еще несколько десятилетий назад дети поступали в школу, не умея читать и писать. Современный ритм жизни требует основательной подготовки ребенка к школе, чтобы его интеллектуальное развитие в школьные годы проходило более успешно.

В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребенка: он овладевает речью, знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка.

Звуко - буквенный анализ слова, неотъемлемая часть обучения грамоте.

Данное умение  начинают формировать в детском саду в старшей группе и продолжают в течение всего времени обучения.

Звуко - буквенный анализ слова - это основа и чтения, и письма. Однако, очень часто такой анализ слова вызывает затруднения не только у детей, но и у родителей. Поэтому попробуем определить, что включает в себя данная операция, и как помочь ребенку лучше ее освоить

Наша цель — знакомить дошкольника со словом — его смысловой (слово обозначает определенный предмет, явление, действие, качество) и фонетической или звуковой стороной (слово звучит, состоит из звуков, следующих в определенной последовательности, имеет слоги, один из ударный и т. п.).

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза .Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, определение места звука в слове.

Уважаемые родители, помните:

Существуют понятия «буква» и «звук».

Звук – мы слышим и произносим.

 Буквы мы видим, пишем и читаем.

 Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды.

Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим

глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками).

На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

     Подготовка к анализу слова имеет четыре ступени:

На первой ступени обучения дети учатся выделять начальный гласный звук из состава слов: у-утка. На материале гласных звуков детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности — анализ ряда, состоящего из двух-трех гласных (аиу).

Вторая по трудности ступень подготовки — это анализ и синтез обратных слогов типа an, ут, ок. В это же время дети учатся выделять последний согласный из конца слова (кот, мак).

Третья ступень подготовки к анализу слова — выделение ударных гласных из положения после согласных (дом, танк).

После указанных упражнений дети легко овладевают четвертой ступенью подготовки — анализом и синтезом прямого слога типа са, а затем – умением выделять первый согласный из слов.

Только овладев 4-мя ступенями подготовительного периода, речевой ребенок становится готовым к полному звуковому анализу и синтезу с

Звуковой анализ слов (способ действия - алгоритм) 

1. Произнести слово и послушать себя.

2. Выделить первый звук, определить гласный он или согласный, обозначить его условным значком. Если звук согласный, дать ему характеристику: звонкий - глухой, твёрдый - мягкий.

3. Выделить второй звук … (шаг 3, и так с каждым звуком слова).

4. Выложить схему (звуковую модель) слова на столе или зарисовать в тетради.

Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»

Выложить схему слова КОТ.

- Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)

- Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])

- Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).

- Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])

- Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).

- Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).

- Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).

- Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).

- Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К).

Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О).

Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т).

- Буквы подружились. Что получилось? (КОТ).

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т. е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи)рекомендуют следующие задания:

- «На что похожа буква?»

- В ряду букв обвести в круг заданную букву.

- Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге,

вылепить из пластилина и т. п.

- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

1. «Хлопни в ладоши» — предложите ребенку хлопнуть в ладоши тогда, когда он услышит слово с заданным звуком.

2. «Определи первый звук в слове» — эта игра научит детей слышать, различать и определять первый звук в отдельном слове.

3. Игра – соревнование «Кто больше придумает слов» с заданным звуком, или попросите ребенка найти предметы в комнате (на улице, в парке и т.д.), в названиях которых есть тот или иной звук.

4 «Начало, середина, конец»: взрослый произносит слова с определённым звуком (например,  С), а ребёнок определяет его позицию в слове.

5. «Поймай последний звук в ладошку». Попросите ребенка медленно произносить слово и последний звук, выделяя голосом, произнести в ладошку. «Какой звук поймал в ладошку?»

6. Игра «Горлышко болит». Произнесите губами без звука все слово, только последний звук вслух.

7.«Цепочка слов»: каждое следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова.

8.«Собери слово»: взрослый произносит слово по звукам, например Д, О, М, а ребёнок должен догадаться какое это слово.

9. Находясь в магазине, предложите ребенку выбрать из множества товаров только те, в названиях которых есть заданный звук.

10. Игра с мячом «Закончи слово» — добавление недостающего звука ребенком, например: ШАР – ШАРФ, КОТ – КОТЫ.
11* «Выложи слово»
Взрослый произносит слог (слово), а дети после предварительного анализа или без него выкладывают схему слога (слова) из фишек на столе, магнитной доске или дверце холодильника.
Примерные слоги и слова для звукового анализа:
- Слова из двух звуков: УМ, УС, АХ, ОХ.
- Слова из трех звуков: МАК, ДОМ, ИВА, БЫК, ПУХ.
- Слова из четырёх звуков: МАМА, ВАЗА, АИСТ, ГУСИ, УТКА, ЗОНТ, МОСТ, ТАНК.
- Слова из пяти звуков: СУМКА, КОШКА, ЛИМОН, НОСКИ, БАНАН, БАНКА. И т.д.

     Дошкольник, поступая в школу, должен для успешного обучения чтению обладать следующими знаниями и умениями:

Знать, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова из слогов, слоги из звуков;

Уметь отличать букву от звука;

Уметь выделять звуки в словах;

Уметь определять место звука в слове;

Уметь подбирать слова с заданным звуком.

В заключении хочу отметить, что звуко- буквенный анализ слов необходим не только при обучении чтению, но и для грамотного письма. Он служит основой фонетического разбора слова, который дети выполняют на уроках русского языка на протяжении всего обучения в средней школе и который входит в ЕГЭ.

Успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку. Для обучения в школе необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка, наличие у него соответствующих мотивов учения, умственной активности, любознательности, достаточной произвольности, управляемости поведения и т.д

Помните, уважаемые родители, в ваших силах помочь ребёнку преодолеть трудности, связанные с речевыми нарушениями. Развивая навыки звукового анализа и синтеза в домашних условиях, Вы непременно поможете своему ребёнку в дальнейшей успешной учёбе в школе!

 

Список литературы:
1. Нищева Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.
2. Нищева Н. В.Тетрадь-тренажер для формирования навыка звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет). – СПб.: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018

 

Наверх