Воркшоп для педагогов
«Инклюзивное образование. Вопросы и ответы»
Целевая аудитория: Педагоги МБДОУ
Цель: расширение и углубление знаний педагогов по вопросу инклюзивного образования.
Время работы: 1 час
Критерии оценивания:
— соблюдение регламента игры на всех этапах;
— наиболее яркое выступление (практическое задание);
— умение вести дискуссию отвечать на вопросы.
Методы активного обучения:
— неимитационные (дискуссия);
— игровые методы (игровое проектирование);
— неигровые методы (анализ конкретных ситуаций, действие по инструкции);
— решение ситуативных задач, мозговой штурм.
Правила игры:
- Не давать друг другу оценок, никого не обсуждать.
- Правило участия – я принимаю участие в играх.
- Громкость и продолжительность выступления не являются синонимами ума.
- Всякая мысль имеет право на существование, даже если она кажется вам неверной.
- Слушать, не перебивать.
- Правило хорошего настроения.
Ход игры.
Вступление ведущего.
Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Сегодня я предлагаю вам принять участие в деловой игре, позволяющей рассмотреть проблему реализации инклюзивного образования с разных точек зрения для того, чтобы иметь полное представление о возможных проблемах и способах их решения на практике.
Участники делятся на 2 команды.
Коммуникативная игра «Я люблю…»
Цель: знакомство, сплочение участников деловой игры.
Ход игры:
Ведущий первый говорит о своей любви к какому-либо делу, предмету, действию (например, я люблю готовить). Высказывается следующий участник, который любит готовить и произносит свою фразу (например, я люблю гулять) и т.д.
— Я предлагаю первое игровое задание
- Разминка
Ведущий
— Какие ассоциации возникают у вас, при слове «инклюзия»?
(Участники игры высказывают свои предположения)
- «Художник»
Ведущий
— Участнику каждой команды предлагается нарисовать портрет человека с закрытыми глазами, следуя объяснениям другого.
— Поделитесь впечатлениями.
- «Знатоки»
Участникам команд необходимо подобрать правильный ответ к заданному вопросу.
- Ребенок с ОВЗ это:
- Ребенок с ограниченными возможностями здоровья.
- Ребенок с общими возрастными заболеваниями.
- Ребенок с особенными возможностями затейника.
- Инклюзия это:
- Изменение.
- Включение.
- Объединение.
- Здоровье это:
- Гигиеническая грамотность населения.
- Отсутствие болезни, болезненных состояний и изменений.
- Состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
- Индивидуальный маршрут это:
- Персональный путь реализации личностного потенциала каждого.
- Путь от дома до детского сада.
- Период обучения и воспитания ребенка от детского сада до школы?
- Тьютор это:
- Персональный сопровождающий ученика с особенностями развития в инклюзивной группе.
- Специалист по вопросам обучения.
- Инструктор по физическому развитию для детей с особенностями развития.
- Патология это:
- Заболевание.
- Болезненное отклонение от нормального состояния или процесса развития.
- Функциональное нарушение.
- «Педагогические ситуации»
Ведущий. Каждой группе предлагается одна ситуация и время на ее обсуждение (2 мин), по окончании которого необходимо озвучить свой вариант разрешения ситуации.
1-я ситуация
В группу общеразвивающей направленности приходит ребенок с ОВЗ, однако, выясняется, что не все родители согласны, чтобы их дети обучались совместно с ним. Как должен поступить педагог в данном конфликте?
2-я ситуация
Воспитатель замечает, что в группе сложились нездоровые отношения между нормативно развивающимися детьми и ребенком с ОВЗ. Родители ребенка с инвалидностью также неоднократно высказывали педагогу свои опасения по поводу проблем коммуникации. Что должен предпринять педагог в данной ситуации?
- «Хорошо или плохо»
Ведущий задает вопросы двум командам. Одна команда отвечает на вопрос «почему инклюзия – хорошо?», другая команда «почему – плохо?».
- Доклады педагогов посетивших неделю инклюзивного образования.
Рефлексия
Рисуем ладонь, каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение:
Большой – для меня было важным и интересным…
Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию…
Средний – мне было трудно (мне не понравилось) …
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
Мизинец – для меня было недостаточно…
Ведущий
— И в конце я хочу рассказать вам притчу.
«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
— Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
— Да, я не смогу помочь всем, но эту звезду я могу сделать счастливой!
Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души.
Ведущий:
— Конечно, каждый из нас по отдельности не сможет помочь детям с ОВЗ, но если мы объединимся, то сможем сделать для этих детей гораздо больше, мы сможем сделать мир вокруг них добрее, а этих детей счастливыми. И это потому, что мы вместе!